Основные критерии оценки психолого-педагогических условий реализации
основной образовательной программы дошкольного образования
Характер взаимодействия сотрудников с детьми оценивается на основе наблюдений организации образовательной деятельности. Фиксируются результаты наблюдений на предмет их степени проявления. В качестве критериев оценки взаимодействия сотрудников с детьми являются следующие проявления:
·
сотрудники
создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе
· сотрудники способствуют установлению доверительных отношений с детьми
· сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении
·
взаимодействуя с
детьми, сотрудники учитывают их возрастные и индивидуальные особенности
·
сотрудники
уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями
·
сотрудники
используют позитивные способы коррекции поведения детей
· педагоги планируют образовательную работу (развивающие игры, занятия, прогулки, беседы, экскурсии и пр.) с каждым ребенком и с группой детей на основании данных психолого-педагогической диагностики развития каждого ребенка
· дети постоянно находятся в поле внимания взрослого, который при необходимости включается в игру и другие виды деятельности.
Оценка психолого-педагогических условий с позиции наличия возможностей для социально-личностного развития ребенка в процессе организации различных видов детской деятельности предусматривает дифференциацию критериев оценки по видовому разнообразию. В качестве критериев оценки психолого-педагогических условий социально- личностного развития ребенка в процессе организации познавательной деятельности являются:
·
педагоги создают
условия для развития у детей представлений о физических свойствах
окружающего мира
·
педагоги создают
условия для развития у детей географических представлений
· педагоги создают
условия для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных
космических явлениях (наблюдают за движением Солнца и Луны, рассматривают
звездное небо; рассказывают о вращении планет вокруг Солнца; показывают на
открытках, слайдах изображения созвездий, комет, метеоритов, рассказывают и
читают о солнечных и лунных затмениях и т.п.)
·
педагоги создают
условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей в
естественнонаучном познании (организуют проблемные ситуации, совместное
обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.)
·
педагоги
способствуют развитию у детей интереса к культуре народов мира, приобщают детей
к культуре их Родины, знакомят с образом жизни человека в прошлом и настоящим.
В качестве критериев оценки психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации конструктивной деятельности являются:
· педагоги создают
условия для развития у детей интереса к конструированию
· педагоги учат
детей планировать, подбирать и соотносить детали, создавать конструкции по
собственному замыслу, заданным условиям, картинкам, схемам, чертежам, моделям
·
педагоги знакомят
детей с разными видами конструкторов
·
педагоги поощряют
творческую активность детей в конструктивной деятельности
· педагоги поощряют сотрудничество детей при создании коллективных построек (помогают создать общий замысел, распределить действия, вместе подобрать необходимые детали и материалы и пр.).
В качестве критериев оценки психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности являются:
· педагоги создают условия для развития у детей интереса к математике
· педагоги в соответствии с возрастными возможностями детей создают условия для развития умственных действий: выделения и сравнения признаков различных предметов и явлений, их свойств; сериации, классификации (предлагают подобрать предметы по форме, цвету, величине, назначению, разложить в порядке возрастания - убывания одного или нескольких признаков, выделить из набора картинок мебель, одежду, растения и т.д., собрать пирамидку, матрешку, и т.п.).
·
педагоги
развивают у детей представления о количестве и числе
·
педагоги знакомят
детей с различными средствами и способами измерения
·
педагоги создают
условия для развития у детей элементарных геометрических представлений
(знакомят с основными геометрическими фигурами и формами, учат их называть,
различать, изображать).
· педагоги развивают у детей пространственные представления: учат определять взаимное расположение предметов («верх-низ», «над-под», «рядом», «справа», «слева» и др.); ориентироваться в пространстве (по словесной инструкции, плану, схемам и пр.).
· педагоги создают
условия для развития у детей представлений о времени и способах его измерения
(знакомят с основными временными интервалами: минута, час, день, неделя, месяц,
год; временными соотношениями: вчера, сегодня, завтра, раньше, позже;
рассказывают об определении времени по часам и календарю).
·
педагоги
используют развивающие компьютерные игры для ознакомления детей с элементарными
правилами пользования компьютером
·
педагоги
развивают у детей элементарные представления о техническом прогрессе
·
педагоги
обеспечивают условия для развития у детей интереса и
эмоционально-положительного отношения к живой природе
· педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания, создают условия для экспериментирования и творческой активности детей (выращивание растений из семян, составление гербариев; сочинение рассказов и сказок о жизни животных и растений; изготовление поделок, рисунков и т.п.).
В качестве критериев оценки психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации театрализованной деятельности являются:
·
педагоги
приобщают детей к театральной культуре
·
педагоги создают
условия для развития способностей детей в театрализованной деятельности
· педагоги создают условия для развития творческой активности и самореализации детей в театрализованной деятельности
· педагоги реализуют индивидуальный подход в организации театрализованной деятельности детей (стремятся привлечь каждого ребенка к участию в спектаклях или других выступлениях, предлагают главные роли застенчивым детям, вовлекают в спектакли детей с речевыми трудностями и пр.).
· педагоги создают условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (ставят спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организуют выступления детей старших групп перед малышами и пр.).
·
педагоги создают
условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в
педагогическом процессе (используют игры- драматизации на занятиях по развитию речи
и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации
сюжетно- ролевой игры; на занятиях по художественному труду изготавливают
атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.).
В качестве критериев оценки психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации речевой и коммуникативной деятельности являются:
·
сотрудники
создают условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками
·
педагоги
способствуют обогащению речи детей
·
педагоги поощряют
речевое творчество детей
·
сотрудники
создают условия для развития у детей правильной речи
·
педагоги создают
условия для развития речевого мышления детей
·
педагоги создают
условия для развития у детей планирующей и регулирующей функции речи
·
педагоги создают
условия для подготовки детей к чтению и письму
В качестве критериев оценки психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации социально- ориентированной деятельности являются:
·
сотрудники
создают условия для развития у детей положительного самоощущения, уверенности в
себе, чувства собственного достоинства
·
сотрудники создают условия для формирования у детей
положительного отношения к другим людям
·
сотрудники
создают условия для развития у детей инициативности,
самостоятельности, ответственности
·
взрослые создают
условия для развития сотрудничества между детьми
·
педагоги
приобщают детей к нравственным ценностям
·
взрослые способствуют формированию у детей положительного
отношения к труду
·
взрослые создают
предпосылки для развития у детей гражданского самосознания
· педагоги создают условия для формирования у детей навыков безопасного поведения
В качестве критериев оценки психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации физического развития являются:
·
педагоги создают
условия для различных видов двигательной активности детей
·
в ходе
организованных физкультурных занятий и свободной физической активности детей
педагоги реализуют индивидуальный подход
·
педагоги создают
условия для творческого самовыражения детей в процессе физической активности
· проводится работа
по профилактике и снижению заболеваемости детей (используются различные виды
закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, витамино-
фито- и физиотерапия, массаж, корригирующая гимнастика и т.п.; ведется
систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми и т.п.).