1. общие положения
1.1.
Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра
развития ребенка - детского сада №20 «Подснежник» (далее МБДОУ) разработано на основании
Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 25.12.2008 №
273-Ф3 «О противодействии коррупции» и
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других
федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для
педагогических работников, указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002
№ 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных
служащих», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Рекомендации ЮНЕСКО
«О положении учителей», Декларации профессиональной этики Всемирной организации
учителей и преподавателей.
1.2. Настоящее
Положение дополняет правила, установленные законодательством Российской
Федерации об образовании.
1.3.
Положение представляет свод общих принципов профессиональной этики и основных
правил поведения, при осуществлении педагогической деятельности, основанных на
нравственных критериях и традициях Российской школы, а также на международных
стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит
руководствоваться всем педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими
должности, который является
профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести каждого
педагогического работника МБДОУ.
1.4.
Это инструмент, призванный помочь педагогическим работникам ответить на
вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникающими
между участниками отношений в сфере образования.
1.5.
Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая или
допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.
1.6.
Настоящее Положение служит целям:
- повышения доверия работникам МБДОУ;
- установления и обобщения
нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их
профессионального поведения для достойного осуществления ими своей
профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных
обязанностей;
- содействия укреплению авторитета и
обеспечению единых норм поведения педагогических работников МБДОУ;
- регулирования
профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических
работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
- воспитания высоконравственной
личности педагогического работника, соответствующего нормам и принципам
общечеловеческой и профессиональной морали.
1.7.
Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах
морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном
сознании.
1.8.
Знание и соблюдение норм настоящего положения является нравственным долгом
каждого педагогического работника МБДОУ и обязательным критерием оценки
качества его профессиональной деятельности.
1.9.
Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для
соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе
ожидать от педагогического работника МБДОУ поведения в отношениях с ним в
соответствии с настоящим Положением.
1.10.
Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или
поступающий на работу в МБДОУ, вправе, изучив содержание настоящего Положения,
принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в МБДОУ.
2. Обязательства педагогических работников
перед профессиональной деятельностью
2.1.
Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и
достоинство, присущие их деятельности.
2.2.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны
соблюдать следующие этические принципы:
- законность;
- объективность;
- компетентность;
- независимость;
- тщательность;
- справедливость;
- честность;
- гуманность;
- демократичность;
- профессионализм;
- взаимоуважение;
- конфиденциальность.
2.3.
Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом
и государством, призваны:
- оправдывать доверие и уважение
общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения
её престижа;
- исполнять должностные обязанности
добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения
эффективной работы МБДОУ;
- исходить из того, что признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной
смысл и содержание деятельности как МБДОУ в целом, так и каждого
педагогического работника;
- осуществлять свою деятельность в
пределах полномочий;
- не оказывать предпочтение каким-либо
профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от
влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
- соблюдать беспристрастность,
исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений
политических партий и общественных объединений;
- исключать действия, связанные с
влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов,
препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- уведомлять администрацию МБДОУ обо
всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению
коррупционных правонарушений;
- соблюдать установленные действующим
законодательством ограничения и запреты;
- проявлять корректность и
внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
- проявлять толерантность к обычаям и
традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные
особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать
межнациональному и межконфессиональному согласию;
- придерживаться правил делового
поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на МБДОУ социальных функций;
- принимать предусмотренные законодательством
РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев
конфликта интересов;
- быть требовательными к себе,
стремиться к самосовершенствованию;
- обеспечивать регулярное обновление и
развитие профессиональных знаний и навыков;
- поддерживать все усилия по
продвижению демократии и прав человека через образование;
- не терять чувство меры и
самообладания;
- соблюдать правила русского языка,
культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и
оскорбительных высказываний;
- постоянно стремиться к как можно
более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их
ответственности;
- поддерживать порядок на рабочем
месте;
- соблюдать деловой стиль, опрятность,
аккуратность и чувство меры во внешнем виде.
2.4.
Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура
речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли,
придерживаясь следующих речевых норм:
- ясности, обеспечивающей доступность
и простоту в общении;
- грамотности, основанной на
использовании общепринятых правил русского литературного языка;
- содержательности, выражающейся в
продуманности, осмысленности и информативности обращения;
- логичности, предполагающей
последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
- доказательности, включающей в себя
достоверность и объективность информации;
- лаконичности, отражающей краткость и
понятность речи;
- уместности, означающей необходимость
и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.
2.5.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
- поведения, которое могло бы вызвать
сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих
должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб
их репутации или авторитету организации;
- пренебрежительных отзывов о
деятельности МБДОУ или проведения необоснованных сравнений его с другими МБДОУ;
- преувеличения своей значимости и
профессиональных возможностей;
- проявления лести, лицемерия,
назойливости, лжи и лукавства;
- любого вида высказываний и действий
дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности,
языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения,
политических или религиозных предпочтений;
- высказываний, которые могут быть
истолкованы как оскорбления в адрес определённых социальных, национальных или
конфессионных групп;
- резких и циничных выражений
оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
- грубости, злой иронии,
пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления
неправомерных, незаслуженных обвинений;
- угроз, оскорбительных выражений или
реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих
противоправное поведение;
- поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.