КОМПЬЮТЕР и
ЗДОРОВЬЕ
(памятка для детей, подростков и родителей)
Сегодня
мы не представляем себе жизнь без компьютеров! Современные информационные
технологии прочно вошли в нашу жизнь. Это доступ к источникам информации,
повышение эффективности самостоятельной работы, закрепление различных
профессиональных навыков, применение средств моделирования явлений и процессов
и пр. Однако использование компьютера сопровождается воздействием на организм
целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на
функциональное состояние и работоспособность детей и подростков.
По данным специалистов Московской медицинской
академии им. И.М. Сеченова - это электромагнитное и электростатическое излучение, шум, нарушение
микроклимата, зрительная нагрузка, нагрузка на опорно-двигательный аппарат.
·
Электромагнитное
и электростатическое излучение. Компьютер образует вокруг себя электромагнитное
поле, при нагревании платы и корпус монитора в воздух поступают вредные
вещества. Выброс в кровь большое количество адреналина увеличивает нагрузку на
сердечно-сосудистую систему организма, кровь сгущается, в результате чего
клетки недополучают кислород. У детей соотношение длины головы и тела больше,
чем у взрослых, в связи с чем, излучение проникает глубже в те отделы мозга,
которые у взрослых не подвергаются воздействию.
·
Шум. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически
безвреден для человека, это естественный шумовой фон; громкие звуки - это примерно 80 децибел;Звук в 130
децибелов вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него
непереносимым.
·
Нарушение
микроклимата. Сухость воздуха довольно значительная -
способствует накоплению в воздухе
микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, который адсорбирует частицы пыли и поэтому
легко проникает в легкие, может вызвать конъюнктивиты
и дерматиты. Слабо
ионизированный может привести к аллергии, заболеваниям органов дыхания и др.
расстройствам. Температура воздуха в помещении зачастую выше нормы 19-21 °С.
·
Зрительная
нагрузка связана
с частыми переключениями внимания
с клавиатуры на экран. После длительной работы у пользователя отмечается покраснение
глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости,
песка, жара в глазах, дискомфорт. Как
следствие - снижение остроты зрения.
·
Нагрузка на
опорно-двигательный аппарат значительная.
Длительное статическое напряжение. В подростковом возрасте еще не завершено
формирование нервно-мышечного аппарата. Большое количество движений руками при
работе с клавиатурой при малой общей двигательной активности вызывает
замедление восстановительных процессов. Переутомление
нервно-мышечного аппарата приводит к зрительному перенапряжению, общему
утомлению, патологическим нарушениям в деятельности центральной нервной системы
и психики ребенка. Возникает чувство тревоги, раздражительности, подавленности,
нарушение сна.
Как
организовать рабочее место ребенка при пользовании компьютером?
естественный
свет должен падать
преимущественно слева;
следует ограничивать прямую
блесткость от источников освещения;
линия взора должна быть перпендикулярна
центру экрана;
экран от глаз
пользователя должен находиться на
расстоянии - 600-700 мм, но не ближе 500мм;
необходимо часто
проветривать помещение,
содержать его в чистоте, проводить
влажную уборку;
мебель должна соответствовать росту пользователя ПК;
рабочий стул
должен быть обязательно со спинкой с целью снижения статического напряжения
мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления и поддержания рациональной рабочей позы при
работе на ПК;
конструкция рабочего стола должна обеспечивать
оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования;
конструкция
рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей
поверхности используемого оборудования.
Рациональная позиция школьника во
время работы за компьютером:
ü
корпус выпрямлен, голова
слегка наклонена вперед;
ü
руки находятся на столе -
предплечья опираются на поверхность стола;
ü
угол - предплечье и плечо,
голенью и бедром – не менее 90°;
ü
ребенку необходимо для
равновесия находиться на стуле, облокачиваясь на 2/3 — 3/4 длины бедра;
ü
между туловищем и краем
столешницы должно оставаться пространство не менее 5 см;
ü ноги
должны находиться под столом на подставке.
Сколько времени
ребенок может работать за компьютером?
Возраст
|
Макс. время непрерывной работы
|
Макс. время работы в день
|
Макс. кратность в неделю
|
7 лет
|
15 мин.
|
30 мин.
|
1-2 раза
|
8 лет
|
25 мин.
|
40 мин.
|
2-3 раза
|
9 лет
|
25 мин.
|
50 мин.
|
2-3 раза
|
10 лет
|
30 мин.
|
60 мин.
|
2-3 раза
|
11 лет
|
35 мин.
|
70 мин.
|
3-4 раза
|
12 лет
|
35 мин.
|
70 мин.
|
3-4 раза
|
13 лет
|
40 мин.
|
80 мин.
|
3-5 раз
|
14 лет
|
45 мин.
|
90 мин.
|
4-5 раз
|
15 лет
|
45 мин.
|
100 мин.
|
4-6 раз
|
16 лет
|
45 мин.
|
120 мин.
|
5-6 раз
|
Продолжительность занятий в развивающие компьютерные
игры для детей не должна превышать
рекомендуемого времени для каждого возраста,
должна быть не более:
6 - 7 лет -
1 класс -
10 минут
7
- 9 лет - 2 - 5 класс -
15 минут
10 - 12 -
5 - 7 класс - 20 минут
13
– 14 - 8
- 9класс - 25 минут
15 - 12
- 10
- 11класс - 30 минут
Сохрани
физическое здоровье!
Соблюдай элементарные правила работы за компьютером! |